Главная

О гимназии

Новости

Фотогалерея

Главная

Обучающимся

Поступающим

Дошкольникам

ГИА-11

Поиск по сайту

Студенческий переулок 13, (4822) 45 - 70 - 41

• Федеральный институт педагогических измерений

• Официальный информационный портал Единого государственного экзамена

• Основные правила заполнения бланков ЕГЭ

• Формирование коммуникативной и лингвистической компетенций на основе системы творческих заданий для подготовки к ЕГЭ

• Из опыта создания системы творческих заданий для подготовки к ЕГЭ


Основные правила заполнения бланков ЕГЭ

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими черными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручек. В случае отсутствия у участника ЕГЭ указанных ручек и использования, вопреки настоящим правилам, шариковой ручки, контур каждого символа при заполнении необходимо аккуратно обводить 2 - 3 раза, чтобы исключить "проблески" по линии символов.
Линия метки ("крестик") в полях не должна быть слишком толстой. Если ручка оставляет слишком толстую линию, то вместо крестика в поле нужно провести только одну диагональ квадрата (любую).
Участник ЕГЭ должен изображать каждую цифру и букву во всех заполняемых полях бланка регистрации, бланка ответов №1 и верхней части бланка ответов №2, тщательно копируя образец ее написания из строки с образцами написания символов, расположенной в верхней части бланка регистрации и бланка ответов №1. Небрежное написание символов может привести к тому, что при автоматизированной обработке символ может быть распознан неправильно.
Каждое поле в бланках заполняется, начиная с первой позиции (в том числе и поля для занесения фамилии, имени и отчества участника ЕГЭ).
Если участник ЕГЭ не имеет информации для заполнения поля, он должен оставить его пустым (не делать прочерков).
Категорически запрещается:

  • делать в полях бланков, вне полей бланков или в полях, заполненных типографским способом, какие-либо записи и пометки, не относящиеся к содержанию полей бланков;
  • использовать для заполнения бланков цветные ручки вместо черной, карандаш (даже для черновых записей на бланках), средства для исправления внесенной в бланки информации ("замазку" и др.).

На бланках ответов №1 и №2, а также на дополнительном бланке ответов №2 не должно быть пометок, содержащих информацию о личности участника ЕГЭ.
При записи ответов необходимо строго следовать инструкциям по выполнению работы (к группе заданий, отдельным заданиям), указанным в контрольном измерительном материале (далее - КИМ).

Заполнение бланка регистрации

По указанию ответственного организатора в аудитории участником ЕГЭ заполняются все поля верхней части бланка регистрации кроме полей для служебного использования. В средней части бланка регистрации расположены поля для записи сведений об участнике ЕГЭ.
Поля средней части бланка регистрации заполняются участником ЕГЭ самостоятельно, кроме полей для служебного использования ("Резерв-2", "Резерв-3" и "Резерв-4"). Данные поля участником ЕГЭ не заполняются.
В средней части бланка регистрации также расположена краткая инструкция по определению целостности индивидуального комплекта участника ЕГЭ и поле для подписи участника ЕГЭ.
В нижней части бланка регистрации расположена область для отметок организатора в аудитории о фактах удаления участника ЕГЭ с экзамена в связи с нарушением порядка проведения ЕГЭ, а также о том, что участник не закончил экзамен по уважительной причине.
После окончания заполнения бланка регистрации и выполнения всех пунктов краткой инструкции по определению целостности индивидуального комплекта участника ЕГЭ ("До начала работы с бланками ответов следует:") участник ЕГЭ ставит свою подпись в специально отведенном для этого поле.

Заполнение бланка ответов №1

Область ответов на задания типа A состоит из горизонтального ряда номеров заданий КИМ. Под каждым номером задания расположен вертикальный столбик из четырех клеточек. Для того, чтобы отметить номер ответа, который участник ЕГЭ считает правильным, под номером задания он должен поставить метку ("крестик") в ту клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного им ответа. Образец написания метки приведен на бланке ответов N 1. Для удобства работы клеточки на левом и правом полях бланка ответов N 1 пронумерованы.
В области ответов на задания типа A нельзя допускать случайных пометок, клякс, полос размазанных чернил и т.д., так как при автоматизированной обработке это может быть распознано как ответы на задания КИМ. Если не удалось избежать случайных пометок, их следует заменить в области "Замена ошибочных ответов на задания типа A" на те ответы, которые участник ЕГЭ считает правильными.
При заполнении области ответов на задания типа A следует строго соблюдать инструкции по выполнению работы (к группе заданий, отдельным заданиям), приведенные в КИМ. В столбце, соответствующем номеру задания в области ответов на задания типа A, следует делать не более одной метки. При наличии нескольких меток такое задание заведомо будет считаться неверно выполненным.
Можно заменить ошибочно отмеченный ответ и поставить другой. Замена ответа осуществляется заполнением соответствующих полей в области замены ошибочных ответов на задания типа A.
Заменить можно не более 12 (двенадцати) ошибочных ответов по всем заданиям типа A. Для этого в соответствующее поле области замены ошибочных ответов на задания типа A следует внести номер ошибочно заполненного задания, а в строку клеточек внести метку верного ответа. В случае если в поля замены ошибочного ответа внесен несколько раз номер одного и того же задания, то будет учитываться последнее исправление (отсчет сверху вниз и слева направо).
Ниже области замены ошибочных ответов на задания типа A размещены поля для записи ответов на задания типа B (задания с кратким ответом). Максимальное количество ответов - 20 (двадцать). Максимальное количество символов в одном ответе - 17 (семнадцать).
Область ответов на задания типа B. Краткий ответ записывается справа от номера задания типа B в области ответов с названием "Результаты выполнения заданий типа B с ответом в краткой форме".
Краткий ответ можно давать только в виде слова, одного целого числа или комбинации букв и цифр, если в инструкции по выполнению работы не указано, что ответ можно дать с использованием запятых для записи ответа в виде десятичной дроби или в виде перечисления требуемых в задании пунктов. Каждая цифра, буква, запятая или знак минус (если число отрицательное) записывается в отдельную клеточку, строго по образцу из верхней части бланка. Не разрешается использовать при записи ответа на задания типа B никаких иных символов, кроме символов кириллицы, латиницы, арабских цифр, запятой и знака дефис (минус).
Если требуется написать термин, состоящий из двух или более слов, то их нужно записать отдельно - через пробел или дефис (как требуют правила правописания), но не использовать какого-либо разделителя (запятая и пр.), если в инструкции по выполнению работы не указана другая форма написания ответа на данное задание. Если в таком термине окажется букв больше, чем клеточек в поле для ответа, то вторую часть термина можно писать более убористо. Термин следует писать полностью. Любые сокращения запрещены.
Если кратким ответом должно быть слово, пропущенное в некотором предложении, то это слово нужно писать в той форме (род, число, падеж и т.п.), в которой оно должно стоять в предложении.
Если числовой ответ получается в виде дроби, то ее следует округлить до целого числа по правилам округления, если в инструкции по выполнению работы не требуется записать ответ в виде десятичной дроби. Например: 2,3 округляется до 2; 2,5 - до 3; 2,7 - до 3. Это правило должно выполняться для тех заданий, для которых в инструкции по выполнению работы нет указаний, что ответ нужно дать в виде десятичной дроби.
В ответе, записанном в виде десятичной дроби, в качестве разделителя следует указывать запятую.
Записывать ответ в виде математического выражения или формулы запрещается. Нельзя писать названия единиц измерения (градусы, проценты, метры, тонны и т.д.). Недопустимы заголовки или комментарии к ответу.
В нижней части бланка ответов №1 предусмотрены поля для записи новых вариантов ответов на задания типа B взамен ошибочно записанных. Максимальное количество таких исправлений - 6 (шесть).
Для изменения внесенного в бланк ответов №1 ответа на задание типа B надо в соответствующих полях замены проставить номер исправляемого задания типа B и записать новое значение верного ответа на указанное задание.

Заполнение бланка ответов №2

Бланк ответов №2 предназначен для записи ответов на задания с развернутым ответом.
В верхней части бланка ответов №2 расположены вертикальный штрихкод, горизонтальный штрихкод, поля для рукописного занесения информации участником ЕГЭ, а также поля "Дополнительный бланк ответов №2", "Лист №1", "Резерв-8", которые участником ЕГЭ не заполняются.
Информация для заполнения полей верхней части бланка: код региона, код и название предмета - должна соответствовать информации, внесенной в бланк регистрации и бланк ответов №1.
Поле "Дополнительный бланк ответов №2" заполняет организатор в аудитории при выдаче дополнительного бланка ответов №2, вписывая в это поле цифровое значение штрихкода дополнительного бланка ответов №2 (расположенное под шрихкодом бланка), который выдается участнику ЕГЭ.
Поле "Резерв-8" не заполняется.
В нижней части бланка расположена область записи ответов на задания с ответом в развернутой форме (на задания типа C). В этой области участник ЕГЭ записывает развернутые ответы на соответствующие задания строго в соответствии с требованиями инструкции к КИМ и отдельным заданиям КИМ.
При недостатке места для ответов на лицевой стороне бланка ответов №2 участник ЕГЭ может продолжить записи на оборотной стороне бланка, сделав внизу лицевой стороны запись "смотри на обороте". Для удобства все страницы бланка ответов №2 пронумерованы и разлинованы пунктирными линиями "в клеточку".
При недостатке места для ответов на основном бланке ответов №2 участник ЕГЭ может продолжить записи на дополнительном бланке ответов №2, выдаваемом организатором в аудитории по требованию участника в случае, когда на основном бланке ответов №2 не осталось места. В случае заполнения дополнительного бланка ответов №2 при незаполненном основном бланке ответов №2 ответы, внесенные в дополнительный бланк ответов №2, оцениваться не будут.
Дополнительный бланк ответов №2 выдается организатором в аудитории по требованию участника ЕГЭ в случае нехватки места для развернутых ответов.
В поле "Лист N" организатор в аудитории при выдаче дополнительного бланка ответов №2 вносит порядковый номер листа работы участника ЕГЭ (при этом листом №1 является основной бланк ответов №2, который участник ЕГЭ получил в составе индивидуального комплекта).
Ответы, внесенные в следующий дополнительный бланк ответов №2, оцениваться не будут, если не полностью заполнены (или не заполнены совсем) основной бланк ответов №2 и (или) ранее выданные дополнительные бланки ответов №2.

 


 

Формирование коммуникативной и лингвистической компетенций на основе системы творческих заданий для подготовки к ЕГЭ

 Тверской государственный университет Кафедра русского языка

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной и лингвистической компетенций учащихся старших классов при подготовке к написанию сочинения-рассуждения в Едином государственном экзамене. Авторы предлагают комплексный подход к анализу текста, включающий применение алгоритмов чтения, написание хрии, дающей возможность отработать структуру и содержание сочинения-рассуждения, и работу над выбором слова с учетом его семантики, стилистической окраски и стилевой принадлежности.

Ключевые слова: коммуникативная и лингвистическая компетенции, сочинение-рассуждение, алгоритмы чтения, выбор слова, лексическое значение

В настоящее время модель выпускника средней школы  интерпретируется как гибкая, с определенным набором ключевых компетенций, позволяющих личности успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности. При этом под компетенцией понимается совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения конкретной работы, то есть способность и готовность эффективно применять знания в конкретной ситуации, в профессиональной деятельности.
Государственный стандарт среднего (полного) общего образования, определяя общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии с целями изучения русского языка, предполагает формирование коммуникативной и лингвистической компетенций. В учебном процессе формирование указанных компетенций происходит в тесной взаимосвязи.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Лингвистическая  компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
 Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией, именно поэтому названные компетенции можно определить, как ключевые.
Понятие ключевых компетенций введено в научный обиход в начале 90-х гг. ХХ в. Международной организацией труда. Сам термин «ключевые компетенции» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных, соответственно, носят надпрофессиональный и надпредметный характер и необходимы в любой области деятельности.
Психологический механизм формирования компетентности существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания, которое предназначено для воспроизведения или для получения другого знания логическим или эмпирическим путем.  Компетентным можно стать только самому, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, выбрав те из них, которые в наибольшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям. Таким образом, это сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта.
Оценить сформированность ключевых компетенций выпускника школы  призван Единый государственный экзамен по русскому языку. Наиболее сложным считается задание части С, требующее написания сочинения-рассуждения, которое предполагает  проверку способности учащегося связно и грамотно излагать свои мысли на предложенную тему, аргументировать собственную точку зрения, привлекая сведения из художественной литературы, культуры, различных областей знания, личного опыта. Подготовка к нему требует времени и достаточных усилий со стороны педагога. В помощь учителю-словеснику и готовящемуся к экзамену школьнику издано большое количество пособий. Однако много – не значит хорошо и качественно. Основным недостатком имеющихся изданий является отсутствие творческого начала. Пособия предлагают готовую схему сочинения-рассуждения, которая легко и практически бездумно заполняется фактическим материалом на основе предложенного текста. Острая, важная, серьезная, актуальная и даже животрепещущая проблема в тексте автором может быть поставлена, изложена, рассмотрена, затронута, поднята, сформулирована и проанализирована. Позиция автора излагается обязательно в четырех предложениях (он считает, полагает, думает и на что-то необыкновенно важное обращает внимание читателя). Сочинения, написанные, как под копирку, в соответствии с этими рекомендациями, лишены индивидуальности, неинтересны и примитивны. В связи с этим необходимо создать систему творческих заданий, направленных на работу со всем текстом и одновременно с отдельным словом, что позволит учащимся проявить творческую индивидуальность.
Работа с любым текстом начинается, конечно, с чтения. И уже на этом этапе можно разбудить творческую мысль ребёнка, предложив не просто прочитать текст, а применить при этом два разноплановых алгоритма чтения – интегральный и дифференциальный. Первый даст возможность выделить основные структурные компоненты текста и представить их в зрительном образе, что значительно облегчает восприятие текста. С помощью второго алгоритма через выделение и анализ ключевых слов можно сформулировать доминанту текста – основной его смысл. Правильное выполнение этого задания позволяет наиболее точно определить проблематику предложенного для анализа произведения, что является одной из основных задач при написании эссе.
Следующий этап предполагает работу непосредственно над структурой и содержанием сочинения.  Здесь неоценимую помощь может оказать обращение к классическому образцу речи-рассуждения – хрии. Первое задание – сформулировать тезис, в котором прямо выражена идея рассуждения и справедливость которого будет доказываться. Выявленная посредством применения алгоритмов чтения проблематика текста позволяет назвать ключевые понятия, которые преобразуются в суждения (тезисы) через один из возможных заключенных в них вопросов. Понятие может быть выражено одним словом или словосочетанием, а тезис – это уже грамматически оформленное предложение. Так, понятие Погода в Твери через возможный вопрос Какая сегодня погода в Твери? трансформируется в тезис – Сегодня в Твери хорошая погода. Можно усложнить задание, предложив преобразовать одно понятие в максимально возможное количество тезисов. Второе задание предполагает создание доказательной базы к конкретному тезису: используя дедуктивную (от общей мысли к частным) или индуктивную (от частных мыслей к общей) форму доказывания с тремя аргументами, обосновать тезис. Сегодня в Твери хорошая погода: тепло, ярко светит солнце, нет ветра.
В третьем задании предлагается к заданному тезису составить строгую восьмичастную хрию, включающую приступ, парафразис (разъяснение темы), причину (доказательство тезиса), противное, подобие, пример, свидетельство, заключение (вывод). Работа над хрией, несмотря на её строгую структуру, даёт возможность творчески подойти к подбору и расположению материала при выстраивании доказательства. В начале работы над составлением хрии в качестве тезиса используются афоризмы, пословицы и поговорки, крылатые фразы.
Отрабатывая структуру и содержание сочинения-рассуждения, ни в коем случае нельзя оставить без внимания  значение слова, дабы исключить возможные логические и лексические ошибки. При этом особое место отводится проблеме выбора слова, то есть  уместному использованию слова в контексте с точки зрения его семантики, стилистической окраски и стилевой принадлежности. Работа над словом предполагает мотивированное использование конкретного синонима из синонимического ряда, антонима – из антонимической пары, термина, жаргонизма, фразеологизма и других лексических средств. Несоответствие конкретной лексической единицы определенному отрезку речи приводит к стилистической ошибке. На лексико-семантическом уровне неправильный выбор слова связан с незнанием основного лексического значения слова; с неправильным использованием слова в переносном значении, т.е. немотивированной метафорой или метонимией или нарушением метафорической цепочки; со смешением паронимов. На стилистическом уровне неправильный выбор слова – это употребление стилистически маркированного слова в иностилевом отрезке речи. Эта проблема  тесно переплетается с выбором уместного по семантике, экспрессивно-стилистической окраске и функционально-стилевой принадлежности синонима из существующего в языке синонимического ряда.
Употребление слова в соответствии с присущим ему в литературном языке значением – важнейшее условие правильной речи. Для этого необходимо знать все значения многозначного слова и употреблять его так, чтобы в условиях контекста слово стало однозначным. В том случае, когда контекст не проясняет одно из значений многозначного слова и возникает двусмысленность,  многозначность является стилистической ошибкой, так как затрудняет восприятие текста. У многозначного слова есть прямое и переносное значения. Значение прямое является основным, не обусловлено контекстом и, как правило, стилистически нейтрально (вода льется). Переносное значение вторично, зависит от контекста и  стилистически окрашено (слова льются). Развитие многозначности обычно происходит на основе сходства или смежности обозначаемых данным словом предметов или явлений, поэтому различают метафорические и метонимические типы переносных значений слова. Умение определять тип переносного значения необходимо для выделения используемых автором средств выразительности и  в задании В-8. Так как для написания части С предлагаются публицистические тексты, целесообразно использовать в упражнениях материалы современных средств массовой информации.
Для работы над переносными значениями слова  предлагаются следующие задания.
1.    Найдите в приведенных ниже названиях рубрик и полос некоторых газет слова, употребленные в переносном значении, и охарактеризуйте их (тип, сходства, степень образности, степень распространенности в языке). Какую функцию они выполняют? К каким приемам использования метафор и метонимии прибегают авторы?
«Чужой карман» (рубрика, в  которой печатается информация о доходах знаменитостей); «Афиша» (название полосы, где даются материалы о выставках, художественных фильмах, спектаклях и т.д.); «Голоса» (рубрика, где печатаются письма читателей, отклики на публикации); «Планы на вечер» (рубрика, где публикуется информация о работе ночных клубов, о репертуаре концертных залов, кинотеатров); «Доска объявлений» (название полосы сообщений о вакансиях в различных организациях, о приеме в вузы, реклама предлагаемых услуг); «Урна» (название рубрики, где дается информация о подготовке к выборам).
2.    Выпишите из газет (журналов) по 5 заголовков,  в которых употреблены слова в переносном значении. Соотнесите содержание материала с заголовком и объясните, какую функцию выполняют эти метафоры на газетной полосе.   
3.    Ниже приведены названия фирм, рекламные тексты, газетные заголовки, в которых использованы слова в  переносном значении. Оцените употребление этих многозначных слов; понятны ли они, соответствуют ли они тому, что ими названо. Всегда ли учитываются оценочные свойства слов в переносном значении? Перечислите типичные ошибки, которые связаны с употреблением многозначных слов в современной речи.
«Обжора» (название сети палаток, в которых торгуют пончиками, пышками и т. д.); «Три толстяка» (название магазинов, в которых торгуют одеждой больших размеров); «Москва. Траурный фейерверк» (заголовок к материалу о взрыве жилых домов в Москве осенью 1999); «В Крыму уже сажают» (заголовок информации о начале весенних сельскохозяйственных работ); «Бюро ритуальных услуг «Улыбка» (вывеска).
4.    Составьте рассказ, в котором многозначное слово использовалось бы в разных значениях (тонкий, высокий, точка, пилить, гореть).
5.    Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики в контексте и с неточным словоупотреблением: а) Один поступок Чацкого привел меня в неясность. б) Сейчас многие писатели пристально занимаются политикой. в) Зарисовки также помогают читателю лучше понять текст. г) Это своенравное объяснение. д) «Гранатовый браслет» - одно из самых подтверждающих произведений Куприна.
6.    Укажите, в  каких примерах ошибка связана с непониманием значения слова, в каких – с неправомерным расширением или сужением его значения: а) Бунин затрагивает темы бытия чиновников, учителей, обедневших дворян. б) Любовь поэта к Родине часто возрождала его от упаднических настроений. в) Перед началом учебы обратно прочел рассказы А.П.Чехова.
7.    Найдите и исправьте ошибки в употреблении слов с отвлеченным и конкретным значением: а) Керн в мышлении  Пушкина осталась всего лишь мимолетным видением. б) В парке стоит архитектура. в) Почти все изделия безымянны, только немногие имеют авторство.
8.    Назовите причины возникновения двусмысленности в следующих предложениях. Укажите, в каких случаях двусмысленность может выступать как средство выразительности: а) Здоровье и уход день за днем (плакат в поликлинике) б) Оставьте свои мысли! в) Слушайте радио – остальное видимость (из рекламы). в) Остаться одному невозможно. г) Как трудно быть одинокой!
Это далеко не полный перечень упражнений и заданий, которые могут быть использованы при работе над лексическим значением слова. Нашей целью является создание системы разноплановых творческих заданий,  которые могут быть использованы не только при подготовке к написанию части С, но и  заданий части А и В.
Бабий Светлана Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ТвГУ; svetin1405@mail.ru.
Попова Ирина Львовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ТвГУ; irinapopova2009@mail.ru.

 


 

Из опыта создания системы творческих заданий для подготовки к ЕГЭ

Написание сочинения-рассуждения, предусмотренного заданием части С ЕГЭ по русскому языку, предполагает проверку способности выпускника школы связно и грамотно излагать свои мысли на предложенную тему, аргументировать собственную точку зрения, привлекая сведения из художественной литературы, культуры, различных областей знания, личного опыта. Это задание считается достаточно сложным, поэтому подготовка к нему требует времени и достаточных усилий со стороны педагога. В помощь учителю-словеснику и готовящемуся к экзамену школьнику издано большое количество пособий. Однако много – не значит хорошо и качественно. Основным недостатком имеющихся изданий является отсутствие творческого начала. Пособия предлагают готовую схему сочинения-рассуждения, которая легко и практически бездумно заполняется фактическим материалом на основе предложенного текста. Острая, важная, серьезная, актуальная и даже животрепещущая проблема в тексте автором может быть поставлена, изложена, рассмотрена, затронута, поднята, сформулирована и проанализирована. Позиция автора излагается обязательно в четырех предложениях (он считает, полагает, думает и на что-то необыкновенно важное обращает внимание читателя). Сочинения, написанные, как под копирку, в соответствии с этими рекомендациями, лишены индивидуальности, неинтересны и примитивны. В связи с этим необходимо создать систему творческих заданий, направленных на работу со всем текстом и одновременно с отдельным словом, что позволит учащимся проявить творческую индивидуальность.

Работа с любым текстом начинается, конечно, с чтения. И уже на этом этапе можно разбудить творческую мысль ребёнка, предложив не просто прочитать текст, а применить при этом два разноплановых алгоритма чтения – интегральный и дифференциальный. Первый даст возможность выделить основные структурные компоненты текста и представить их в зрительном образе, что значительно облегчает восприятие текста. С помощью второго алгоритма через выделение и анализ ключевых слов можно сформулировать доминанту текста – основной его смысл. Правильное выполнение этого задания позволяет наиболее точно определить проблематику предложенного для анализа произведения, что является одной из основных задач при написании эссе.
Следующий этап предполагает работу непосредственно над структурой и содержанием сочинения.  Здесь неоценимую помощь может оказать обращение к классическому образцу речи-рассуждения – хрии. Первое задание – сформулировать тезис, в котором прямо выражена идея рассуждения и справедливость которого будет доказываться. Выявленная посредством применения алгоритмов чтения проблематика текста позволяет назвать ключевые понятия, которые преобразуются в суждения (тезисы) через один из возможных заключенных в них вопросов. Понятие может быть выражено одним словом или словосочетанием, а тезис – это уже грамматически оформленное предложение. Так, понятие Погода в Твери через возможный вопрос Какая сегодня погода в Твери? трансформируется в тезис – Сегодня в Твери хорошая погода. Можно усложнить задание, предложив преобразовать одно понятие в максимально возможное количество тезисов. Второе задание предполагает создание доказательной базы к конкретному тезису: используя дедуктивную (от общей мысли к частным) или индуктивную (от частных мыслей к общей) форму доказывания с тремя аргументами, обосновать тезис. Сегодня в Твери хорошая погода: тепло, ярко светит солнце, нет ветра.
В третьем задании предлагается к заданному тезису составить строгую восьмичастную хрию, включающую приступ, парафразис (разъяснение темы), причину (доказательство тезиса), противное, подобие, пример, свидетельство, заключение (вывод). Работа над хрией, несмотря на её строгую структуру, даёт возможность творчески подойти к подбору и расположению материала при выстраивании доказательства. В начале работы над составлением хрии в качестве тезиса используются афоризмы, пословицы и поговорки, крылатые фразы.
Отрабатывая структуру и содержание сочинения-рассуждения, ни в коем случае нельзя оставить без внимания  значение слова, дабы исключить возможные логические и лексические ошибки. При этом особое место отводится проблеме выбора слова. Выбор слова – уместное использование слова в контексте с точки зрения его семантики, стилистической окраски и стилевой принадлежности. Выбор слова включает проблему мотивированности использования конкретного синонима из синонимического ряда, антонима – из антонимической пары, термина, жаргонизма, фразеологизма и других лексических средств. Несоответствие конкретной лексической единицы определенному отрезку речи приводит к стилистической ошибке. На лексико-семантическом уровне неправильный выбор слова связан с незнанием основного лексического значения слова; с неправильным использованием слова в переносном значении, т.е. немотивированной метафорой или метонимией или нарушением метафорической цепочки; со смешением паронимов. На стилистическом уровне неправильный выбор слова – это употребление стилистически маркированного слова в иностилевом отрезке речи. Проблема выбора слова тесно переплетается с проблемой выбора уместного по семантике, экспрессивно-стилистической окраске и функционально-стилевой принадлежности синонима из существующего в языке синонимического ряда.
Употребление слова в соответствии с присущим ему в литературном языке значением – важнейшее условие правильной речи. Для этого необходимо знать все значения многозначного слова и употреблять его так, чтобы в условиях контекста слово стало однозначным. И том случае, если контекст не проясняет одно из значений многозначного слова и возникает двусмысленность и многозначность является стилистической ошибкой, так как затрудняет восприятие текста. У многозначного слова есть прямое и переносное значения. Значение прямое является основным, не обусловлено контекстом и, как правило, стилистически нейтрально (вода льется). Переносное значение вторично, зависит от контекста и  стилистически окрашено (слова льются). Развитие многозначности обычно происходит на основе сходства или смежности обозначаемых данным словом предметов или явлений, поэтому различают метафорические и метонимические типы переносных значений слова. Умение определять тип переносного значения необходимо для выделения используемых автором средств выразительности и  в задании В-8. Могут быть предложены следующие задания.

  1. Найдите в приведенных ниже названиях рубрик и полос некоторых газет слова, употребленные в переносном значении, и охарактеризуйте их (тип, сходства, степень образности, степень распространенности в языке). Проанализируйте употребление слов в переносном значении: 1)Какую функцию они выполняют?; 2) К каким приемам использования метафор и метонимии прибегают авторы? «Чужой карман» (рубрика, в  которой печатается информация о доходах знаменитостей); «Афиша» (название полосы, где даются материалы о выставках, художественных фильмах, спектаклях и т.д.); «Голоса» (рубрика, где печатаются письма читателей, отклики на публикации); «Планы на вечер» (рубрика, где публикуется информация о работе ночных клубов, о репертуаре концертных залов, кинотеатров); «Доска объявлений» (название полосы сообщений о вакансиях в различных организациях, о приеме в вузы, реклама предлагаемых услуг); «Урна» (название рубрики, где дается информация о подготовке к выборам).
  2. Выпишите из газет (журналов) по 5 заголовков,  в которых употреблены слова в переносном значении. Соотнесите содержание материала с заголовком и объясните, какую функцию выполняют эти метафоры на газетной полосе.   
  3. Ниже приведены названия фирм, рекламные тексты, газетные заголовки, в которых использованы слова в  переносном значении. Оцените употребление этих многозначных слов; понятны ли они, соответствуют ли они тому, что ими названо. Всегда ли учитываются оценочные свойства слов в переносном значении? Перечислите типичные ошибки, которые связаны с употреблением многозначных слов в современной речи. «Обжора» (название сети палаток, в которых торгуют пончиками, пышками и т. д.); «Три толстяка» (назв. магазинов, в которых торгуют одеждой больших размеров); «Москва. Траурный фейерверк» (заголовок к материалу о взрыве жилых домов в Москве осенью 1999); «В Крыму уже сажают» (загол. информации о начале весенних сельскохозяйтвенных работ); «Бюро ритуальных услуг «Улыбка» (вывеска)
  4. Составьте рассказ, в котором многозначное слово использовалось бы в разных значениях (тонкий, высокий, точка, пилить, гореть)
  5. Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики в контексте и с неточным словоупотреблением: а) Один поступок Чацкого привел меня в неясность. б) Сейчас многие писатели пристально занимаются политикой. в) Зарисовки также помогают читателю лучше понять текст. г) Это своенравное объяснение. д) «Гранатовый браслет» - одно из самых подтверждающих произведений Куприна.
  6. Укажите, в  каких примерах ошибка связана с непониманием значения слова, в каких – с неправомерным расширением или сужением его значения: а) Бунин затрагивает темы бытия чиновников, учителей, обедневших дворян. б) Любовь поэта к Родине часто возрождала его от упаднических настроений. в) Перед началом учебы обратно прочел рассказы А.П.Чехова.
  7. Найдите и исправьте ошибки в употреблении слов с отвлеченным и конкретным значением: а) Керн в мышлении  Пушкина осталась всего лишь мимолетным видением. б) В парке стоит архитектура. в) Почти все изделия безымянны, только немногие имеют авторство.
  8. Назовите причины возникновения двусмысленности в следующих предложениях. Укажите, в каких случаях двусмысленность может выступать как средство выразительности:
    а) Здоровье и уход день за днем (плакат в поликлинике)
    б) Оставьте свои мысли!
    в) Слушайте радио – остальное видимость (из рекламы)
    г) Остаться одному невозможно
    д) Как трудно быть одинокой!

Академическая гимназия

Студенческий переулок 13
Тверь, 170021
(4822) 45 - 70 - 41
gym.tversu@yandex.ru
logo